Главная
Новости
История
Сотрудники
Ансамбль
Экспедиции
Конференции
Публикации
Учебный процесс
Культурные связи
Музей
Архив

 

Активное изучение природного и культурного потенциала Воронежского края стало заметным в конце ХVШ века. Первые записи произведений устного народного творчества обнаруживаются в рукописном сборнике безымянного автора; в 90-е годы «в Воронеже возникают научные кружки по изучению края». Однако подлинное начало всестороннему изучению Воронежской губернии положил Е.Болховитинов. Позднее возникают кружки А.Серебрянского, Н.Второва, многочисленные уездные кружки, которые работают в направлении, заданном Е.Болховитиновым. Индивидуальная подвижническая деятельность А.Кольцова, И.Никитина, Г.Веселовского, Г.Ткачева, М.Дикарева, М.Пятницкого и многих других помогла выявить творческий потенциал народа, услышать его песни, сказки, пословицы и поговорки на страницах печати, куда он не имел доступа. Публикуют различные жанры фольклора и статьи о нем «Филологические записки», «Воронежские губернские ведомости», «Воронежский телеграф», «Дон», «Воронежский листок» и другие издания.

Новая волна народознания связана с именем А.М.Путинцева, многие годы проработавшем в Воронежском университете. А чуть позже в далекой Чехословакии отклик на одну из его работ напишет выдающийся филолог-славист П.Г.Богатырев, который в 50-е годы будет профессором филологического факультета ВГУ. Еще в 1905 г. А.Путинцев поставил вопрос «о необходимости этнографических и фольклорных исследований Воронежской губернии», с его именем «связано зарождение и последующее развитие в нашем городе литературного краеведения».

С 1918 по 1925 г. фольклор в Воронежском университете собирают и изучают отдельные энтузиасты-любители, а с 1925 г. это изучение становится организованным и планомерным. Именно А.Путинцеву принадлежит заслуга в организации первых фольклорных экспедиций в районы области, а также в создании Никитинского литературного музея, который он возглавлял в течение 6 лет (1924-1930). В своих рабочих программах середины 20-х годов он одинаково озабочен как собиранием произведений устного словесного творчества народа, так и материалов по литературной деятельности в Воронежском крае (позднее фольклористика и литературное краеведение разойдутся). Благодаря его усилиям, его организаторской энергии конец 20-30-х годов отмечены интенсивной собирательской работой фольклора Воронежского края».

В 30-е годы, в связи с преобразованием педагогического факультета ВГУ (в литературно-лингвистической секции которого работал А.Путинцев) в самостоятельное учебное заведение, вся работа по собиранию и изучению фольклора проводится в стенах Воронежского пединститута. Однако Путинцев, находясь вне Воронежа, продолжает печатать здесь свои труды, оказывающие благотворные влияние на фольклористов. Тридцатые годы, по свидетельству В.Павловой, были временем «осуществления замыслов экспедиций с большим территориальным охватом, с широкой публикацией собранного материала». По области повсеместно возникают народные хоры, фольклорные ансамбли, лучшие из которых были приглашены в Москву, где проходило совещание о создании советского репертуара народных хоров». Именно тогда «Воронежская область признавалась одной из самых ярких областей Советского Союза в смысле расцвета народного творчества, она называлась настоящим «заповедником народной песни».

Однако 30-е годы не следует воспринимать столь радужно. Рубеж 20-30-х годов – это время ожесточенной борьбы с религиозными и культурными традициями народа, выкорчевывания прежнего быта, обрядов и обычаев (дело доходило до публичных похорон сохи), насаждения новых обрядов («красная свадьба», например), время создания искусственного, идеологически выверенного фольклора (колхозные песни, частушки), массовой литературной песни, по сути уводивших от подлинного культурного наследия народа. Не тогда ли наметилась утрата интереса к фольклору, постепенно смещаемому в область архаики и экзотики? Многим казалось, что настоящий фольклор умер, а новые поделки носят только развлекательный характер или призваны выполнять пропагандистские, славославящие функции. Спустя десятилетия, в начале 90-х годов, видный фольклорист С.Г.Лазутин с горечью признает: «Проводимая у нас, начиная с 20-х годов, борьба с религией (закрытие и разрушение церквей и храмов, запрещение проведения религиозных обрядов), была, по существу, борьбой с народной культурой, ее возвышенными, благородными идеями». Как ни трудно, однако признаем: эта многолетняя борьба не была безуспешной. Самый главный и непоправимый итог ее – победа массового искусства над глубинной народной культурой, нравственного беспредела над христианскими заповедями, ставшими негласной этикой народа.

Однако жизнь идет вперед и выдвигает новые задачи. Работа по собиранию и изучению фольклора в Воронежском государственном университете обрела второе дыхание с приходом на филологический факультет выпускника МИФЛИ, ученика Ю.М.Соколова и П.Г.Богатырева, с 1975 года возглавившего кафедру теории литературы и фольклора С.Г.Лазутина. Под его руководством систематически и массово проводятся фольклорные практики (с 1960 г. они вошли в учебный план факультета), научно-практические конференции, издаются сборники фольклорных текстов. Его учебник «Русское устное народное творчество» (в соавторстве с Н.И.Кравцовым) и учебное пособие «Поэтика русского фольклора» рекомендованы Министерством образования для вузов всей страны. Совместно с С.Г.Лазутиным вели большую собирательскую и исследовательскую работу А.И.Кретов, Я.И.Гудошников, И.Л.Лазарев, Н.И.Копылова.

В 2000 году лаборатории народной культуры было присвоено имя профессора С.Г.Лазутина.

Более подробную информацию по истории фольклорa Воронежской области можно найти в статье Т.Ф.Пуховой "Изучение фольклора и этнографии в Воронежском крае".

© Внимание! Использование материалов сайта без ссылки на него запрещено.